+7 (81136) 9-30-20
info@dlcompany.ru

182710, Псковская обл., п.Дедовичи
ул.Коммунаров, д.16
Посмотреть на карте

Интервью / O компании

Владимир Саламатов: «Вопросы ведения бизнеса в России становятся более прозрачными»

С момента вступления России в ВТО (22 августа 2012 года) по сегодняшний день, отечественные предприниматели испытывают острый дефицит необходимых знаний механизмов и инструментов Всемирной Торговой Организации. Не менее актуальными остаются вопросы взаимодействия бизнеса и власти в новых экономических условиях.

Чтобы поддержать отечественный бизнес, по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ на базе Центра международной торговли Москвы создан Международный деловой центр «Россия в ВТО». Генеральный директор ОАО «ЦМТ» Владимир Саламатов в эксклюзивном интервью интерактивному лесопромышленному порталу FORESTEC рассказал о трех вариантах развития российских компаний в условиях ВТО, проблемах промышленного сектора и о том, что ничего страшного в связи с вступлением России в ВТО не произойдет.

— Владимир Юрьевич, повлиял ли факт вступления России в ВТО на приток иностранных инвестиций в российскую экономику в целом, и в промышленный сектор, в частности?

— Вступление России в ВТО, безусловно, тот фактор, который должен позитивно повлиять на приток инвестиций в нашу страну. Объясню почему. Для вступления в ВТО недостаточно одного лишь желания. Необходимо подготовить законодательную базу, внести большое количество поправок и изменений, выполнить требования, заложенные системой стандартов, норм и правил Всемирной торговой организации.

Сам факт вступления в ВТО означает, прежде всего, что 155 стран, которые на тот момент уже были членами этой организации, согласились, что Россия – страна с рыночной экономикой, которая живет по международным правилам ведения торговли. Это говорит о том, что вопросы ведения бизнеса в России становятся для стран – партнеров более прозрачными и понятными. Юридическая и экономическая защищенность инвестора аналогична другим развитым странам. По большому счету, членство в ВТО – это сертификат качества экономике России для иностранных инвесторов и членский билет в клуб цивилизованных экономик мира.

— Отраслевые объединения – например, Союз машиностроителей России – считают, что после вступления в ВТО их отрасли потребуется дополнительная государственная поддержка. Как Вы можете прокомментировать данное заявление?

— Специфика ситуации в том, что реструктуризация ряда отраслей российской экономики (включая машиностроение) еще не закончена. Для того чтобы реализовать множество инноваций в этих сферах, необходимо закончить все технологические циклы подготовки, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Также нужно выйти на устойчивое серийное производство, которое начнет генерировать денежный поток.

Поэтому Союз машиностроителей вполне обоснованно поднимает вопрос о дополнительной государственной поддержке. Правительство России знает все права, которыми обладает каждая страна-член ВТО с точки зрения поддержки своих отраслей и отдельных предприятий и намерено их реализовать в полном объеме. Существует достаточное количество видов помощи, не запрещенных ВТО. Прежде всего, это вложения в инфраструктуру: можно строить дороги, линии электропередач, что, в частности, крайне важно для развития машиностроения. Можно вкладывать в НИОКР, особенно в той части, когда риски высоки и частный бизнес опасается брать на себя всю ответственность. В этом случае инвестирование происходит в виде совместного партнерства государства и частного инвестора.

Настроения в Министерстве промышленности и Правительстве абсолютно понятны. Государственная помощь, безусловно, будет осуществляться, но с учетом разрешенного ВТО инструментария. У нас впереди переходный период длиною в 7 лет. За это время мы будем отходить от старого порядка, и переходить к новым методам работы. Поэтому необходимо максимально сконцентрироваться, чтобы использовать этот период для эффективной модернизации.

— Согласны ли Вы с утверждением, что для отечественного машиностроения единственный способ ликвидировать отставание отрасли – это развитие совместных производств с ведущими западными производителями?

— Вопрос непростой, причем, обращаю Ваше внимание, это касается не только машиностроения, но и сфер высоких технологий. Например, я знаю, что Евгений Касперский во время разработки своего программного продукта пользовался исключительно собственными ресурсами. И достиг при этом потрясающих результатов – его компания признана в качестве разработчика и реализатора одной из лучших в мире программ борьбы с компьютерными вирусами.

Полагаю, оптимальный вариант заключается в сочетании собственного развития и взаимодействия с иностранными производителями. Если в машиностроительной отрасли присутствуют сектора, где по части передовых технологий иностранные производители нас превосходят, но мы имеем четкое представление о том, как сделать качественный продукт, внедрить собственные ноу-хау, то кооперация с иностранными компаниями не только возможна, но и необходима. Участие в наших разработках иностранных партнеров – это движение вперед.

Первые серьезные шаги были сделаны еще до присоединения к ВТО в сфере программ автомобильной промышленной сборки. Сектор активно развивается и стал предметом особых договоренностей с партнерами по ВТО. Мы предусмотрели переходный период до 2018 года для работы автосборочных проектов, которые предусматривают локализацию производства. Локализация – важное условие, которое поставило Правительство: количество компонентов, изготавливающихся в России, должно постоянно увеличиваться. И этот процесс идет. Сама экономика страны предусматривает, что производство компонентов в России дешевле, продукция получается высокого качества, имеет большую серийность и может продаваться не только в России, но и на других рынках. Значит, это достаточно выгодно даже при незначительной прибыли (то есть в ситуации, когда валовой объем прибыли высок при невысокой рентабельности). Это тоже движение вперед.

Еще пример: специально для Сочинской Олимпиады создается электропоезд «Ласточка». Он будет собираться на Урале, под Екатеринбургом. При этом происходит очень быстрая локализация производства отдельных компонентов, и скоро эти электрички будут ездить по всей стране, заменив знакомые нам всем «зеленые».

— В своем сегодняшнем докладе Вы отметили, что одним из основных последствий вступления России в ВТО является усиление конкурентного давления на отечественного производителя со стороны зарубежных компаний-лидеров. Способны ли российские предприятия выдержать эту конкуренцию?

— Возможны три варианта. Первый. Компании выдержат. У таких предприятий очень хорошие перспективы. Второй вариант —  российские компании поймут, что им сложно соперничать и найдут себе союзников. Вместе с ними они будут вполне конкурентоспособны на отечественном и глобальном рынках. Третий вариант —  наверняка, кому-то придется и сойти со сцены. Вполне возможный исход.

В чем заключается суть рыночной экономики? Выживают те, кто эффективны, производят конкурентоспособный продукт и по достаточно разумным ценам. Тогда они  имеют на рынке большие перспективы и валовой доход, позволяющий инвестировать или реинвестировать в новые разработки. Если этого не происходит, то, конечно, всегда есть надежда на государственную поддержку, но в рамках ВТО оно просто обязано помогать системно. И если ты плохой хозяйственник, то возникает вопрос о целесообразности этой помощи. Системные меры – да; точечная помощь… Конечно, если необходима поддержка градообразующему предприятию, то вполне может быть, что наряду с внедрением нового менеджмента, будет оказана и государственная финансовая помощь, но, по большому счету, рынок должен сам все это регулировать. Собственно, это и происходит. Поверьте, ничего страшного не будет. Все, кто хочет работать, выживут и будут успешны.

Беседовала Ксения Содько