Псковское управление лесами организовано 19 сентября 1944 г. на основании приказа Главлесоохраны при Совете Министров СССР. В его состав вошли 7 лесхозов, расположенных в северной части бывшей Псковской губернии: Гдовский, Лядский, Порховский, Псковский, Пушкиногорский, Островский, Стругокрасненский.
После упразднения в 1957 г. Великолукской области и присоединения части ее к Псковской, состав управления пополнился еще 13 лесхозами: Великолукским, Красногородским, Куньинским, Локнянским, Невельским, Опочецким, Подберезенским, Плоскошским, Пустошкинским, Себежским, Усвятским, Усмынским и Холмским. В 1957-1960 гг. происходила дальнейшая реорганизация. В середине 90-х гг. в Псковской области был организован 21 лесхоз и 87 лесничеств.
До 1958 г. лесхозы занимались ведением лесного хозяйства. Основные функции лесхозов и лесничеств были связаны с воспроизводством лесов, их охраной и защитой, а также с отпуском лесосечного фонда. Промышленными лесозаготовками лесхозы не занимались. Затем в плановом порядке их стали ориентировать на развитие промышленного производства, базирующегося на заготовке и использовании древесины от рубок главного пользования. Для обоснования полезности комплексных предприятий утверждалось, что работники промышленного производства будут помогать в напряженное для лесного хозяйства время на посадке леса, а трактора нужны для подготовки почвы под лесные культуры. В связи с увеличением объемов вывозки древесины на базе лесхозов создаются леспромхозы: Жижицкий, Локнянский, Плюсский, Псковский, Невельский, Гдовский, Опочецкий и Себежский. Лесозаготовители имеют явный приоритет даже при установлении заработной платы. Главный лесничий леспромхоза имел статус заместителя директора, но он не мог распоряжаться техникой и был в прямой зависимости от главного инженера. Не лучше было положение и у лесничих в лесхозах. Не подтвердились прогнозы, что лесопромышленники будут помогать готовить почву и выделять рабочих на посадку леса. Они постоянно не справлялись со своими планами и, наоборот, часто привлекали лесников на лесозаготовки.
В этой ситуации состояние лесного хозяйства полностью зависело от главных лесничих, их способности противостоять требованиям своих лесозаготовителей. Требования диктовались экономическими факторами, так как появлялась возможность повысить рентабельность лесопромышленного производства за счет вырубки более ценных хвойных древостоев вблизи дорог. И не случайно сегодня так истощены запасы спелых насаждений сосняков и ельников в Невельском, Опочецком, Псковском, Себежском, Куньинском районах. Слишком доступно было директорам комплексных лесных предприятий вовлекать в рубку экономически выгодные хвойные древостои.
Капитальные вложения, выделяемые централизованно государством на развитие лесного хозяйства, направлялись на строительство деревообрабатывающих цехов и приобретение лесозаготовительной техники. Не строились объекты противопожарного назначения и жилье для специалистов и рабочих, занятых в лесном хозяйство, ветшали конторы лесничеств. И вообще, несмотря на происходящие неблагоприятные для лесного хозяйства изменения в структуре нашего управления, не снижались объемы лесохозяйственных работ: уход за молодняками проводился с полным охватом насаждений, назначенных лесоустройством, своевременно обеспечивалось восстановление вырубленных площадей.
К 1945 г. в области насчитывалось около 8 тыс. га искусственно созданных лесов. В Великую Отечественную войну и послевоенный период было вырублено много хвойных лесов. Необлесенные площади достигли 26 тыс. га. Требовалось увеличить площади леса и закультивировать их в короткие сроки. К чести лесоводов они успешно справились с этой задачей. Были увеличены объемы культур с 205 га в 1946 г. до 4 тыс. га в 1950 г. Старый лесокультурный фонд и 1951 г. освоили полностью. Затем объемы лесных культур стабилизировались на уровне 3 тыс. га и соответствовали сплошным рубкам.
Однако в 1963 г. по инициативе руководства управления объемы лесовосстановления вновь были необоснованно увеличены до 5-5,5 тыс. га. Цель была одна — повысить заработную плату, так как ее уровень зависел от плановых объемов лесовосстановления и вывозки древесины. Посчитали, что вывозку увеличить трудно, а нарастить объемы по лесовосстановлению можно без больших усилий. Но на практике получилось иначе. Не хватало в гослесфонде пригодных для лесовосстановления площадей, и многие лесничие вынуждены были заняться посадкой лесных культур на землях колхозов и совхозов. Другие лесничие под давлением сверху пытались производить посадку леса на вырубках с избыточно переувлажненными почвами, на которых культивируемые породы погибали, и культуры приходилось списывать. И только спустя два десятилетия удалось убедить Министерство лесного хозяйства установить реальные объемы по лесовосстановлению.
Лесомелиоративные работы в Псковской области проводились с начала 1900-х гг. Но как отмечается в источниках, эффективность их была зачастую низкой, так как осушительную сеть строили на верховых болотах. В послевоенное время в больших объемах проведены мелиоративные работы. В 1958-1980 гг. осушено 166 тыс. га заболоченных лесных земель. Практически осушением охвачены все лесные массивы, где экономически целесообразно было проводить мелиорацию. В большинстве случаев после осушения повышался прирост деревьев и бонитет на одну-две единицы. Но имеются и просчеты. На первом этапе осушение проводилось не только на покрытых лесом участках, но и ошибочно на верховых болотах. Возникли и проблемы: в лесхозах не хватало рабочей силы и соответствующей техники для проведения ухода за осушительной сетью. Осушенные леса имеют высокую пожарную опасность.
Серьезные изменения происходят в охране лесов. Наличие 21 ПХС и их полная оснащенность не давали 100-процентной гарантии своевременной ликвидации очагов возгораний. В середине 90-х гг. было необходимо построить не менее 30 зданий ПХС, из них 1.6 во вновь организованных лесхозах и удаленных от центральных усадеб лесничествах. Не хватало и лесопатрульных пожарных машин марки АЛП-10, мотоциклов, бортовых автомашин. В каждом лесничестве необходимо было иметь бортовые УАЗы вместо ЗИЛ-157.
В начале 90-х гг. в Псковской области начали обучать лесников на месячных курсах при Великолукском лесхозе-техникуме, там же повышали квалификацию мастера леса. Проходили обучение лесничие, главные лесничие и директора лесхозов на высших курсах повышения квалификации. Но одно обучение не смогло решить всех проблем. Лесникам и мастерам леса необходимо было дать транспорт, хотя бы мотоциклы, и вооружить их, иначе рост незаконных порубок было не приостановить, а они в 1993 г. увеличились на 40% по сравнению с 1992 г.
Уход за молодняками в 80—90-х гг. проводился в объемах, установленных лесоустройством. Во второй половине XX века не было допущено ухудшения состояния лесного фонда, несмотря на то, что рубился преимущественно хвойный древостой. В конце века покрытые лесом площади увеличились на 152,5 тыс. га. В лучшую сторону изменился породный состав за счет лесовосстановительных работ и ухода за лесом. Площадь хвойных пород увеличилась на 102 тыс. га за счет своевременного облесения вырубок не только хвойных пород, но и лиственных. Всего создано 115 тыс. га лесных культур.
Значительно возросли запасы спелой древесины, в результате чего расчетная лесосека увеличилась почти в два раза и составила 2 285 тыс. куб. м. Однако заготовка древесины по главному пользованию все это время отставала от накопления запасов древесины и оставалась в пределах 1-1,2 млн. куб. м, а в 1993 г. она упала до 736 тыс. куб. м. Лесозаготовители были разобщены, не имели координирующего органа в пределах области. В этом году по инициативе администрации области комиссией Минэкономики разрабатывается проект развития лесного комплекса («Бизнес-план»).
После принятия Основ лесного законодательства меняются подходы к использованию лесных ресурсов. В лесхозах приступают к передаче участков лесного фонда в аренду, появляется заинтересованность реализовывать лесосечный фонд, так как часть платы за древесину на корню (от 20 до 50%) идет на счета лесхозов.
В связи с отделением от лесного хозяйства промышленных лесозаготовок весь интеллектуальный потенциал специалистов и наши материальные ресурсы направляются на развитие лесного хозяйства, на решение сложных задач по восстановлению и сбережению лесов.
Материалы из статьи «Времена меняются, и мы меняемся с ними» (Журнал «Лесник» № 2/94, март-апрель)
Реорганизация органов лесного хозяйства
Псковское Управление лесного хозяйства закончило свое существование в 1988 году. На его смену пришло Псковское лесохозяйственное территориальное производственное объединение, действовавшее до 1993 года.
1993-2000 гг. — Псковское Управление лесами.
В 2000 году в форме присоединения Управление реорганизовано в Комитет природных ресурсов по Псковской области.
В июле 2002 года Комитет реорганизован в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по Псковской области.
В 2004 году часть функций Управления перешла в ведение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Псковской области.
Функции по управлению в лесной сфере были переданы Агентству лесного хозяйства по Псковской области, образованному в сентябре 2004 года.
В январе 2007 года Агентство ликвидировано.
Переданные федеральные полномочия в области лесных отношений после ликвидации Агентства исполняет Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию (с 13.07.09 — Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды), в прямом подчинении которого находятся 11 ГУ-лесничеств Псковской области. Структура ГУ-лесничеств объединяет 56 участковых лесничеств, с численностью работников — 787 человек, в том числе 677 государственных лесных инспекторов.
Для выполнения хозяйственных функций создано ГП ПО «Лесохозпром» и завершено реформирование лесхозов. Государственные учреждения (лесхозы) преобразованы в государственное предприятие, в состав которого входит 9 мастерских участков.
Источник: Государственный комитет по природопользованию и охране окружающей среды Псковской области