+7 (81136) 9-30-20
info@dlcompany.ru

182710, Псковская обл., пгт Дедовичи
ул.Коммунаров, д.16
Посмотреть на карте

Интервью / O компании

Мы идем по пути выстраивания цивилизованных отношений в лесном хозяйстве.

Лесной комплекс страны – один из важнейших секторов экономики России. Современные условия требуют кардинального обновления отрасли и повышения эффективности управления имеющимися ресурсами. Основные векторы развития лесного хозяйства страны в этом году обозначил президент России Владимир Путин. Это и модернизация всей системы заготовки, переработки леса, и усиление охраны природных богатств, и внедрение современных методов восстановления лесов, и укрепление кадрового потенциала. О том, как реализуются эти задачи, в преддверии Дня работников леса в интервью «Российским лесным вестям» рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии, руководитель Рослесхоза Владимир Лебедев.

– Владимир Альбертович, в апреле этого года на заседании Президиума Госсовета, посвященном вопросам развития лесного хозяйства страны, были подняты многие проблемы отрасли. Почему Россия с ее огромными лесными ресурсами уступает многим странам по эффективности управления своими богатствами?

– Российский лесной комплекс – очень сложная система. В восстановлении и охране лесов, заготовке и переработке древесины заняты сотни тысяч специалистов. Здесь требуется слаженная работа различных ведомств на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Проблем в отрасли, конечно, хватает. Ситуация в отрасли подробно рассматривалась на заседании Госсовета.

По итогам работы Госсовета есть соответствующие поручения Президента РФ, которые касаются изменения законодательства и направлены на решение огромного количества проблем, которые накопились годами в лесном комплексе страны.

Условно можно выделить два основных направления работы. В первую очередь, это создание условий и повышение интенсификации работы
предприятий и организаций лесного комплекса.

Основная ставка делается на зарекомендовавшие себя предприятия, которые работали много лет без лесонарушений и у которых есть база по глубокой переработке древесины.

Второе приоритетное направление деятельности – это развитие законодательства, усиление мер контроля и ответственности за лесонарушения.

Интенсификация требует привлечения новых технологий в лесном хозяйстве. Для выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой и улучшенными селекционными свойствами уже построены 6 ЛССЦ. При лесовосстановительных работах сеянцев с закрытой корневой системой требуется в несколько раз меньше на единицу площади. Поэтому необходимо сделать дружественные для ведения лесного хозяйства и бизнеса нормативы, которые не будут сдерживать внедрение новых технологий, обеспечат эффективный контроль и рациональное использование лесных ресурсов.

Кроме того, интенсификация лесного хозяйства подразумевает качественный уход за лесом, ликвидацию захламленности и сухостойной древесины, уборку из леса низкотоварной и малоценной древесины. Мы рассчитываем, что этому будет содействовать развитие производства биотоплива и переработка древесины для биоэнергетики. Сейчас мы проводим отбор регионов, которые уже имеют свои программы по энергоэффективности и готовы развивать биоэнергетические проекты с использованием низкотоварной древесины и отходов лесопиления. В ближайшее время будет сформирован список пилотных регионов, в которых при поддержке государства будут реализованы проекты в этой сфере.

Уже сейчас можно выделить регионы, которые видят перспективы использования биотоплива на древесной основе для муниципальной и промышленной энергетики, часть приграничных регионов предполагают развернуть серьезное производство биотоплива для экспорта.

Говоря в целом о ситуации в лесном комплексе, необходимо отметить, что условия вступления в ВТО дают отечественному лесному комплексу мало времени на раскачку и внедрение современной конкурентоспособной продукции, которая соответствует международным стандартам и требованиям лесной сертификации.

Российский лесной комплекс имеет значительные внутренние ресурсы для развития. Главная задача заключается в оздоровлении отрасли и организации ее эффективной работы.

– В чем заключаются основные изменения в подходах к организации работы комплекса?

– Сегодня завершается работа над очень важным для отрасли документом – Национальной лесной политикой. Сейчас текст проходит окончательную стадию согласования со всеми заинтересованными государственными органами исполнительной и законодательной власти. Документ определит приоритеты сохранения и использования лесов.

Изменения должны затронуть все сегменты отрасли, поскольку именно от комплексного характера преобразований зависит общий конечный результат. Пожалуй, самым важным является повышение прозрачности всей системы управления и использования лесных ресурсов. Добиться этого возможно за счет вовлечения предпринимателей в работу всех звеньев лесного хозяйства: от закладки новых лесов и проведения лесозащитных мероприятий до заготовки и глубокой переработки древесины.

Движение в этом направлении уже началось. Сейчас готовятся изменения в более чем 40 нормативных актов. Они существенно изменят организацию работы лесного хозяйства. Во-первых, предполагается принять типовой договор аренды, в котором четко будут определены все обязанности арендатора и конкретные мероприятия по защите, охране и воспроизводству лесов. Эти лесохозяйственные мероприятия должны проводить сами предприниматели.

Соответственно, во-вторых, усилится контроль и требования в сфере использования лесных ресурсов. С одной стороны, предполагается установить четкие критерии и нормативы определения категорий защитных лесов и участков лесов, в которых будут запрещены промышленные рубки и ограничена передача их в аренду для заготовки древесины или застройки. С другой – будет усилена ответственность арендаторов за невыполнение своих обязательств и в целом за нарушения лесного законодательства.

В частности, будет увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере природопользования – до одного года. Также ужесточится уголовная и административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, незаконную рубку, уничтожение или повреждение лесных насаждений и за оборот незаконно заготовленной древесины.

В-третьих, предполагается при пролонгации договоров аренды поощрять предприятия, которые имеют собственные перерабатывающие мощности и не имеют лесонарушений. К примеру, в соответствии с готовящимися изменениями в законодательство, при проведении конкурсов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины преимущества будут иметь предприятия с хорошей репутацией, с мощностями по переработке древесины, которые работают без лесонарушений.

Другой принципиальный вопрос – это привлечение арендаторов к тушению лесных пожаров. Мы хотим принципиально решить вопрос об ответственности арендаторов и их привлечении к тушению лесных пожаров и готовы выступить с самыми серьезными изменениями в законодательстве.

В лесную отрасль планируется активно привлекать малый и средний бизнес за счет создания благоприятных условий для его деятельности. Кстати, в решении этой задачи необходимо активное участие региональных властей. Надо сказать, что в целом мы идем по пути выстраивания цивилизованных отношений в лесном хозяйстве.

Соблюдению условий использования лесных участков будет способствовать и введение типовой формы договора аренды лесного участка, с четко прописанными едиными нормами лесозаготовки, всеми правами и обязанностями арендатора и органов власти.

Для того, чтобы повысить конкурентоспособность отечественного лесопромышленного комплекса, также необходима активизация процесса сертификации промышленных компаний по стандартам, имеющим международное признание. И на этом направлении также требуется участие руководства регионов.

– Что делается для снижения объемов незаконных рубок?

– Прежде всего, проблема незаконных рубок – это вопрос надлежащего учета леса. Рослесхоз на постоянной основе осуществляет анализ ситуации и обеспечивает координацию действий различных служб в рамках созданной Межведомственной комиссии по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины. Совместно мы проводим специальные мероприятия по выявлению и пресечению незаконной деятельности «черных лесорубов». Весной этого года совместно с МВД России в 48 регионах была проведена межведомственная оперативно-профилактическая операция «Лесовоз».

В ходе операции лесными инспекторами было выявлено 1,7 тысячи правонарушений, сотрудниками МВД России возбуждено около 500 уголовных дел по фактам незаконной рубки лесных насаждений. По сравнению с прошлым годом заметна положительная динамика в снижении объемов незаконных рубок. В 53 субъектах отмечено их полное отсутствие.

Помимо этого мы работаем над изменениями в законодательстве. С 3 марта 2013 года в Евросоюзе введен регламент, предусматривающий подтверждение легальности лесоматериалов. Поэтому создание государственной системы контроля оборота круглых лесоматериалов можно рассматривать как меру, направленную на сохранение и развитие экспорта легальной продукции из древесины. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разработан проект федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ позволит упорядочить все процессы продажи, покупки древесного сырья, поступающего как на внутренний рынок, так и на экспорт. Таким образом, принятие закона будет способствовать решению проблем, связанных с незаконной заготовкой древесины и ее нелегальным оборотом. Для отечественного лесного комплекса это обеспечит повышение конкурентоспособности на мировом рынке.

Хотел бы отметить, что постоянная борьба ведется и с другими видами нарушений лесного законодательства – загрязнением и захламлением лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, уничтожением и повреждением лесных культур, повреждением лесных дорог.

– Леса подвержены негативному воздействию и со стороны природных факторов. Как организована работа в этом направлении?

– При проведении защитных мероприятий решающее значение имеет оперативность реагирования на угрозы. К примеру, распространение вредителей гораздо легче остановить на начальной стадии заражения лесного массива. Для того, чтобы сохранить здоровые деревья, необходимо проведение санитарных рубок. Но сейчас процедура назначения таких мероприятий занимает до 280 дней с момента выявления очага вредителей. Несложно представить, насколько за это время может увеличиться площадь пораженного леса. Поэтому в сфере защиты лесов важное значение в современных условиях имеет совершенствование нормативной базы. До конца года в законодательство планируется внести изменения, которые сократят сроки назначения санитарных мероприятий в 5-7 раз, то есть до 40 дней.

Конечно же, большая работа ведется и по совершенствованию механизмов борьбы с лесными пожарами и их профилактике. Решающее значение здесь имеет своевременное привлечение необходимых сил. Вопросы пожарной безопасности в лесах относятся к компетенции субъектов Российской Федерации. Но, как показывает практика, качество планирования противопожарных мероприятий в регионах довольно низкое. В результате зачастую оказывается, что собственных лесопожарных формирований для тушения огня на ранней стадии у региона недостаточно. А когда пожар распространился на большую площадь, без привлечения дополнительных сил из федерального резерва, парашютно-десантной службы уже не обойтись. Однако согласно действующему законодательству для этого требуется введение режима чрезвычайной ситуации на территории субъекта, а это требует соблюдения определенной процедуры. Упущенное время – потерянные гектары леса. Потому мы начали подготовку изменений в законодательство, которые позволят использовать парашютно-десантные службы для тушения огня без введения режима ЧС. Будут разработаны специальные критерии введения федеральных сил в регион.

Многое в укреплении системы тушении пожаров и их профилактики уже сделано. Налажено взаимодействие авиационных и наземных служб, применяется межрегиональное маневрирование, то есть оперативная переброска противопожарных формирований к очагу распространения огня. Да и сами службы серьезно укреплены. В последние годы регионы получили порядка 6 тысяч единиц современной лесопожарной техники. На эти цели субъектам федерации Правительством были выделены субсидии в размере 8,5 миллиарда рублей. Дальнейшая задача – укрепление и развитие специализированных лесопожарных центров в русле поручений президента. Также, несмотря на все сложности, мы продолжим работу по наращиванию федерального резерва Авиалесоохраны.

– Что планируется сделать в плане оперативного выявления очагов возгорания?

– Прежде всего, это совершенствование системы мониторинга. Мы делам ставку на внедрение современных технологий. Проведен анализ существующих и перспективных отечественных и зарубежных космических систем дистанционного зондирования Земли для мониторинга лесных пожаров, как и для выявления тех же незаконных рубок. Мы предложили активно использовать возможности отечественных систем космического слежения. Основным здесь станет сотрудничество с Роскосмосом. Уже к 2015 году группировка российских спутников дистанционного зондирования Земли может быть увеличена до 15 единиц. В результате повысится точность и оперативность выявления очагов возгорания. Также продолжится укрепление федерального резерва и специализированных лесопожарных центров. В ближайшее время будут существенно пересмотрены подходы к противопожарному зонированию территории лесного фонда, кроме того, планируется усилить ответственность арендаторов за возникновение лесных пожаров.

Совокупность проводимых мероприятий приносит результат. В 2013 году на территории страны возникло 9 745 лесных пожаров. По сравнению с 2012 годом их количество уменьшилось почти в 2 раза, а площадь, пройденная огнем, – в 1,2 раза.

– Как бы вы охарактеризовали перспективы лесного комплекса страны?

– Сегодня в различных сегментах лесного хозяйства начались позитивные изменения. Развитие лесного комплекса признано одним из приоритетов государственной политики. Рациональный подход к нашему лесному богатству, прежде всего, требует проведения учета имеющихся ресурсов. В 2013 году на проведение лесоустроительных работ выделено 783 миллиона рублей. На следующий год из федерального бюджета субъектам федерации будет выделено 820 миллионов рублей на эти цели. Активное участие регионов и развитие механизмов государственно-частного партнерства позволит выйти на ежегодные объемы таксации лесов на площади 25-27 миллионов гектаров.

Одна из первоочередных задач, которые нам предстоит решать в ближайшей перспективе, – повышение доходности отрасли. Однако здесь необходимо действовать осторожно, без перегибов. Например, сейчас в стране действуют тарифные квоты на поставку необработанной древесины на мировой рынок. Раз в год формируется список арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, не имеющих задолженности по арендным платежам. Но в том случае, если арендаторы смогли погасить долги уже после формирования списка, они получить квоты уже не могут и несут потери. Рослесхоз предлагает ежемесячно формировать и обновлять список арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, не имеющих задолженности по арендным платежам.

Продолжится работа по развитию переработки древесины. Сегодня востребованы проекты, которые не только направлены на заготовку и переработку леса, но и предусматривают развитие лесной инфраструктуры, проведение качественных лесохозяйственных мероприятий, использование современных технологий по уходу за лесом. Планируется активно поддерживать и внедрение инновационных технологий в деревообработке. В частности, использование отходов деревообрабатывающей промышленности для производства биотоплива.

– Владимир Альбертович, какие пожелания работникам лесного хозяйства вы бы хотели высказать накануне профессионального праздника?

– Прежде всего, хочу поздравить всех, кто заботится о сохранности и приумножении нашего лесного богатства, развитии отечественной лесной промышленности. Я бы пожелал всем работникам лесного комплекса удовлетворения от самоотверженного труда, выдержки и уверенности в завтрашнем дне. Лесное хозяйство страны обладает огромным потенциалом. Наше общее стремление к развитию позволит провести необходимые преобразования, которые укрепят лесной комплекс и сделают его одной из самых эффективных отраслей в экономике страны.